Искусство, рожденное специфической социальной потребностью, формировалось через посредство сущностных сил человека, используя их. В научной литературе показано, что искусство возникло как определенный этап эволюции преобразовательной и познавательной деятельности, формирования эстетического отношения3. На их основе и при их посредстве оно в дальнейшем и эволюционировало.
При своем формировании (или зарождении, возникновении) эстетическое и художественное выступают основой образования друг друга. Скажем, эстетическое «очеловечивание» мира наряду с другими видами очеловечивания способствует вычленению в объективной реальности предмета искусства. В той мере, в какой искусство есть не только познание и оценка действительности, но и подчинение ее человеку (оба этих аспекта взаимосвязаны), оно использует для этой своей цели средства гармонизации; так возникают эстетическая выразительность формы, языка, отдельных приемов, обнаруживаемых в произведениях искусства. Вскользь мы уже говорили, что человек создает искусство для живой передачи своих состояний, мыслей, чувств. Ожить же воспроизведенный мир мог лишь через посредство мыслей и чувств, психо-биологических по форме бытия и духовно-социальных, лишенных биологической ограниченности по содержанию, т. е. эстетических по своей природе.
В свою очередь искусство является одним из средств гармонизации мира, и, осуществляя эту функцию, оно способствует становлению, развитию эстетического и образованию его новых качественных состояний. Так, «Троица» А. Рублева, лирика А. Пушкина или А. Мицкевича — это выдающиеся художественные явления, которые несут в себе глубокое обновление, совершенствование эстетического отношения. Через ценностную интерпретацию мира, воспроизведение красоты жизни, ее трагических и комических коллизий, через достигаемое в художественном творчестве уникальное совершенство формы искусство заявляет о себе как о сущностном проявлении эстетического.
Эстетическое освоение мира обществом при всей своей грандиозности и значении для искусства тем не менее составляет лишь часть процесса «очеловечивания» (К. Маркс) природы. Эстетическая значащая форма, в которой выражалось содержание универсальной гармонизации действительности, была по способу образования и своему типу близка другим «очеловеченным» формам, где в ходе практического и духовного освоения мира природное проявляется через человеческое, а человеческое через природное, как воспроизведение различного рода ценностей, рождаемых их взаимодействием.